Первая любовь придет и уйдет,
Как прилив и отлив...
А в принципе фильм просто и незатейливо поднимает вопросы....толерантности и в наше время очень актуален. Но в то время мы бы сказали - про расизм и антирасизм.
Мальчики - югослав и американец (содружество социализма и самого что ни на есть капитализма) выслеживают наркодилеров, которые под видом представителей каких-то безобидных организаций попадают на шхуну, совершающую плавание по Адриатике. На шхуне - победители международной географической олимпиады.
Конечно, службы безопасности тоже не дремлют (не на детей же рассчитывать!), но их представитель рядится в корабельного доктора, несколько простодушного. Хотя мальчишек таким простодушием не проймешь: именно на доктора и падает их подозрение (не фиг в черных очках ходить!).
Конечно же, должна быть в фильме первая (интернациональная!) любовь Милана к смелой советской Тане (очаровательной Евг.Ветловой), иначе бы и песня о чайках с трудом бы привязалась к фильму.
Любопытны представлены характеры: чопорный, всезнающий и рациональный англичанин, осторожный бразилец ("Мне папа велел никогда ничего не подписывать"), самоуверенный американец, скорбные японские дети со счетчиками Гейгера и пр.
Смотря фильм, я задала себе вопросы. Конечно, киношная условность (да еще в детском фильме) остается, куда ж от нее. Но все-таки. 1) На каком языке свободно и непринужденно общаются дети, преподаватель Джина, французский доктор и пр.?
2) Можно ли на почтительном расстоянии услышать, что передает по рации Лоримур (Борис Амарантов - советский ответ Марселю Марсо!), скрывшийся в горной расщелине?
3) Мальчишки обыскивают каюту Лоримура, переворачивая все вверх дном, в поисках контрабанды. Наркотики оказываются в тюбиках с красками. Лоримур, чуя опасность, после выступления прибегает в каюту, вытаскивает пистолет, не найденный почему-то мальчишками, и дает деру.
В общем, смотрелось по прошествии стольких лет замечательно.