Вторую серию про 80-е начну с фильма Ильи Авербаха "Фантазии Фарятьева" снятого им на Ленфильме в 1979 году. Но премьера состоялась только в 1981.
У меня противоречивое отношение к этому кино. Думаю многие со мной согласятся, этот фильм удручающе уныл и довольно тосклив. Задрипанный приморский городок, тесные квартирки героев. Семейство, состоящее из трёх поколений женщин - мать и две дочери. Старшая, Александра,(Марина Неёлова) переживает разрыв с возлюбленным.К ней ходит влюблённый стоматолог Фарятьев, странноватый , с большим прибабахом и совершенно непривлекательный мужичок .(Андрей Миронов). Мать,(Зинаида Шарко) во что бы-то ни стало мечтает выдать 30-тилетнюю дочь замуж и даже наносит визит тётушке Фарятьева. Всегда с трудом переносила эту сцену, до того она слащава. Сироп и патока заливают глаза и уши.Особенно старается Шарко. В роли тётки Лилия Гриценко, родная сестра нашего потрясающего актёра Николая Гриценко., которого мы знаем и любим по ролям
Алексея Каренина
.
Колоритного подлеца Татаринова из "Двух капитанов"
Белогвардейца Вадима Рощина из трилогии 50-х "Хождение по мукам"
(Только зачем его так накрасили, и ресницы даже, по моему, наклеили?)
И много ещё где снимавшегося. И одинаково гениально. Таких актёров сейчас не делают.
Его сестрица тоже очень талантливая актриса и немало снималась, но такой популярности не снискала. Мной она всегда воспринималась ,как вечная старуха нашего кино, типа Татьяны Пельтцер. Но в молодости она была весьма не дурна. Стоит вспомнить знаменитую комедию "Верные друзья" 1954 года.Здесь она передовой животновод, томящаяся в разлуке с любимым человеком, который малодушно оставил её, побоявшись разницы в возрасте в 12 лет. Вот объясните мне, малограмотной, в те времена , если мужчина был старше на 12 лет - это был уже моральный криминал и что-то неприличное? Не пойму, честное слово, из-за чего весь сыр-бор?
Фарятьев практически охмурил Сашу своими фантазиями, но тут вдруг опомнился её прежний возлюбленный с дикой фамилией Бедхудов, и Александра сбегает к нему по первому свистку, как верная Жучка. Не уверена что надолго.
А рядом ещё проживает младшая сестра Люба, вызывающе некрасивый и смешной подросток с толстыми ногами. Её играет Екатерина Дурова, говорят очень талантливая. Видимо талант и отсутствие комплексов по поводу фигуры,позволяют ей появляться в кадре и ещё долго фланировать так в красных труселях и тельняшке. Но она единственная ,кто внял и проникнулся фантазиями чокнутого стоматолога, она единственная , кто его услышал. Но он её , увы, не замечает и не воспринимает всерьёз. Одним словом, каждый остаётся при своём, жизнь по чеховски беспросветна и уныла.
Однако я по мазохистки пересматриваю это кино вновь и вновь, как только его показывают.
Тем более, что там целых два телевизора)))
Вот Люба в красных труселях и телевизор. Скажете невозможно определить? Обижаете!
Точно такой я заметила в киноальманахе 70-х "Шаг навстречу"
Это Унифицированный телевизор "Чайка-205".
Горьковский телевизионный завод.
Производство с 1972 года.В телевизоре применён новый кинескопсо спрямлёнными углами
А Фарятьев проживает с тётушкой в милом двухэтажном домике с синими ставнями и у них стоит телевизор, по которому они иногда смотрят....Ну что они могут смотреть? Наверное
Кинопанораму
Или "Очевидное-невероятное"
Вот этот телек
Телевизор "Ладога1/M" . Завод имени Козицкого. Модель1969 года
Дальше пойдут всё больше цветные телевизоры , всё таки 80-е на дворе, жить стало лучше, жить стало веселее, да и технический прогресс на месте не стоит.
Фильм "Карнавал" реж. Татьяна Лиознова1981 года
Тоже странное кино. И мелодрама и комедия и мюзикл и чёрт знает что. Но народ его любит. Тем более, что композитор там Максим Дунаевский.
17-тилетнюю Нину из Оханска играет и очень старается 32-хлетняя Ирина Муравьёва. Нина хочет в актрисы, , едет в Москву поступать . Отец - художник (Юрий Яковлев) снимает ей квартиру и смывается. Деушка , естессно, на экзаменах проваливается,ещё бы, с таким-то произношением ( Чуть свет , уж на на ноХаХ, и я у ваших ноХ!), но остаётся в столице, влюбляется , крутит роман с женатым москвичом Никитой, которого играет тогдашняя восходящая звезда советского кино, но ничего особенно , в итоге ,выдающегося не сотворивший, Александр Абдулов. Уж не знаю, может в театре что-то особенное изобразил, не видела, но в кино сплошное, на мой взгляд , самолюбование, штампы, вечная абдуловская скороговорочка, иногда энергичное играние желваками и телячий взгляд из-под чёлки. Но это, как гриться ИМХО, прошу меня простить покорно поклонников этого артиста.
Много чего перетерпела и пережила наша Нина под музыку Дунаевского в Москве, пока не решила вернуться к маме в Оханск.
А бедная мама хворает, лежит в кровати и мечтает увидеть единственную и любимую доченьку. Прямо до слёз меня эта сцена пробирает, тем более Муравьёва наконец уже перестаёт кривляться.
Вот какой старенький телевизорчик стоит в уголке в родном доме Нины. Он уже встречался в моих исследованиях
Это "Рубин 102"
Телевизор ''Рубин-102'', первая опытная партия имела название ''Рубин-101'' представляет собой настольный
телевизионный приёмник второго класса, в конструкции которого были использованы последние достижения
телевизионной техники тех лет.
Всего телевизоров серии ''Рубин'' - всех индексов, с 1957 по 1967 год было выпущено 1 328 573 экземпляра.
А в эпизоде, когда Нина случайно встречается с другом отца, то в его квартире тоже "Рубин", только современный и шикарный
Это цветной унифицированный телевизор "Рубин-714/Д".
Изготовитель: Московский телевизионный завод.
Московское производственное объединение "Рубин".
Производство телевизора начато в 1976 году.
-
Унифицированный цветной телевизор ''Рубин-714/Д'' стал долгожителем на конвейере. Его
производство началось 10 января 1976 года, а закончилось 31 декабря 1985 года. Модели
''Рубин-714/Д'' - это унифицированные лампово-полупроводниковые телевизионные приёмники, предназначенные для приёма телевизионных программ в цветном и чёрно-белом изображении в любом из каналов в диапазонах МВ, а с индексом ''Д'' и в ДМВ диапазоне.
Совершенная технология производства - позволила создать лучший из советских телевизоров семидесятых годов, телевизор - ''Рубин-710''.На основе которого , впоследствии , и был выпущен "Рубин 714 ". Управление телевизором осуществляется регуляторами ползункового типа справа, на передней панели. Такие регуляторы создают удобства при пользовании телевизором и улучшают его эстетические показатели. В телевизоре имеются автоматические регулировки, обеспечивающие качественное изображение и кристально чистое звуковое сопровождение, а также отключение блока цветности (для уменьшения цветовых помех) при приёме черно-белого изображения. Модель оформлена в деревянном футляре, облицованном ценными породами дерева с глянцевым покрытием, с учетом всех современных (1974 г.) эстетических требований. Телевизор выпускался только в настольном исполнении.
Размер видимого изображения 362х482 мм
Габариты телевизора 550х545х796 мм, его вес 60 кг. Розничная цена 680 или
715 рублей с индекс. Д. Разработчики модели: Б.И.Ананский, В.Л. Кузнецов, Ю.М.Фёдоров,
В.Н.Стрелков. За все годы выпуска было произведено 1 миллион 443 тысячи телевизоров,
в том числе в экспортном варианте было выпущено 172 тысячи телевизоров ''Рубин-714/Д''.
Точно такие телевизоры углядела ещё в двух фильмах . Каких? Угадайте сами. Оба они 70-х годов, Один взрослый, но снят по сценарию советского писателя и поэта, которого можно считать детским. А второй фильм детский., про деревню, комедия.
Вспомним ещё одно замечательное кино
"Опасный возраст" 1981 года.
Алиса Фрейндлих и Юозас Будрайтис в роли разводящихся супругов. Больше всех переживает их сын-подросток, которого играет смешной и неправдоподобно губастый,словно бы его мать Анджолина Джоли, Антон Табаков, сын нашего прекрасного актёра Олега Табакова. Литовца Будрайтиса озвучивает Смоктуновский..
Актёры-прибалты в нашем кино - это вообще отдельная тема. Вечные полуиностранцы, они необыкновенно хороши не нашей, не советской красотой и придают особый шарм и привлекательность любому фильму, в котором снимаются. Даже в роли простых хуторян они не выглядят по крестьянски лапотно и сермяжно. Ну согласитесь, друзья мои?
Все роли иностранцев , шпионов и фашистов в наших фильмах чаще всего предлагали тоже им.
Вот только я никогда не могла запомнить кто из них Будрайтис, а кто Адомайтис)))
Юозас Будрайтис в фильме Родиона Нахапетова "С тобой и без тебя"
...
Регимантас Адомайтис в фильме "Никто не хотел умирать"
Красавец-латыш Гирт Яковлевс
Литовец Донатас Банионис. Звезда фильмов "Мёртвый сезон" и "Солярис" . Его голосом был великолепный Александр Демьяненко.
Но вернёмся обратно в к разводящимся супругам. Однажды к ним ,в день годовщины свадьбы ,нагрянули старые друзья, ,не подозревающие, что семейство на грани раскола. Пришлось усадить их за стол и продолжать изображать семейную идиллию.
В кадре мы видим большой цветной телевизор
Это "Радуга 704" -
Телевизор цветного изображения "Радуга-704" Завод имени Козицкого. Модель1976 года.
-
А фильм "Опасный возраст" кончается очень даже, на мой взгляд, обнадёживающе. Бывшие супруги, случайно встретившись, так нежно смотрят , понимая, видимо, как они всё ещё дороги друг другу, что развод был поспешным и , главное, Наркис - Будрайтис вдруг снова обретает способность определять запах духов, ведь он, как вы помните, парфюмер-дегустатор.
Вспомним те самые советские духи-одеколоны
.......
.
В более позднем кино "Воскресный папа" 1985 года. Реж. Наума Бирмана. тоже поднимается тема развода.
Но здесь супруги уже развелись. Нам не объясняют из-за чего , может из-за мужа-недотёпы, может из-за происков тёщи, желающей более выгодного зятя и мужа для своей дочери. Никакого облегчения этот развод никому не принёс, все нервничают, переживают и страдают. Мальчик, единственный, кто хочет помирить своих неразумных молодых родителей.
Может и помирятся. Там даже песенка звучит такая укоризненно-обнадёживающая. Звучит с экрана телевизора..
Это снова "Радуга 704"
Чудесный фильм 1980 года "Старый Новый год" Реж. Олега Ефремова и Наума Ардашникова.
Созвездие мхатовских актёров. Калягин, Невинный, Евстигнеев, Мирошниченко, Щербаков, и.... опять Щербаков- два Щербакова, Бурков, Трошин....
Кладезь цитат.
Семейства Себейкиных и Полуорловых. Главы семейств, каждый по своему,на своём уровне, страдают от непонимания близких и неудовлетворённости собственной жизнью. Слово- за слово и они сбегают из дома, оскорблённые в лучших чувствах ...
В баню.
Все прекрасно помнят эту сцену - бассейн, герои, видимо уже после парилки, закутанные в простыни, словно в римские тоги, и рассевшись на бортиках бассейна, попивают пивко, философствуют и рассуждают о жизни. В центре очень знакомая скульптура.
Эта, вечно не стареющая ,"актриса" снялась в 5-ти известных фильмах , снятых знаменитыми советскими кинорежиссёрами.
У Рязанова она сидела на сквозняке у лестницы , в статистическом управлении. Это любимый всеми фильм "Служебный роман"
Но имела возможность отогреться в бане в фильме "Старый Новый Год" .Вид малоодетых мужчин ничуть не смутил барышню и она осталась невозмутима.Да она и сама обилием надетой на неё одежды похвастать не может.
У Глеба Панфилова в фильме "Васса" одалиска украсила собой зимний сад роскошного особняка богатой купчихи Вассы Железновой
Алов и Нумов заботливо укутывают красавицу в мягкую мешковину, спасая от наступающих большевиков, в фильме "Бег"
В этом фильме, кстати, присутствие нашей красавицы замечают далеко не все.
Дикие голуби бесцеремонно какали ей на темечко в "Формуле любви" Марка Захарова, пока ,влюбившийся в её волшебную красоту, молодой барчук не занёс нашу героиню в барские покои . Марк Захаров и имя ей дал, окрестив Прасковьей Тулуповой. Хотя какая она Прасковья с такой-то внешностью.Скорее уж Зейнаб какая нибудь, или Лейла.
В каких ещё мосфильмоских картинах успела засветиться эта немая красавица история умалчивает, но наверняка они есть, просто забыты. Кто автор скульптуры, а так же кто изображён абсолютно не известно.
Между тем она жива-здорова, правда давно покинула родной Мосфильм, прославивший её. Похоже была выкуплена кем-то в 90-е, когда купить можно было едва ли не собор Василия Блаженного с Кремлём в придачу.У неё другой хозяин и по последним сведениям каменная гражданка по фамилии Тулупова стояла на газоне у особняка на ул. Воронцово поле, напротив индийского посольства( в её облике действительно много индийского)
Потом , говорят, её кто-то украл и теперь она стоит у ресторана "Большой" в Москве"
Хотя и эти сведения могут устареть на сегодняшний день.
Но вернёмся к нашим героям. Полуорлов в пылу семейного скандала избавляется от вещей, в том числе и от телевизора. Телек, в фильме, конечно снимался один и тот же. У Себейкиных его пытаются настроить.
Цветной телевизор "Радуга-716/Д".
Ленинградский завод имени Козицкого.
Производство модели с 1977 года.
Масса 60 кг. Цена - 680/705 рублей. В общем неплохо зарабатывал Пётр Себейкин на своей фабрике игрушек, вставляя пищалки в кукол.
Не буду больше утомлять благороднейшую публику, и так пост получился очень объёмным. Вспомним ещё одно кино и закончим на этом.
Фильм 1985 года "Ещё люблю, ещё надеюсь" .Грустная история . Евгений Евстигнеев в роли интеллигентного мужичка. преданно любящего всю жизнь одну женщину, жену своего приятеля.Её играет Тамара Сёмина. Мне фильм показался интересным ещё и тем, что в небольшой роли там снялся Константин Лавроненко, будучи ещё совсем молодым артистом.
Узнаёте?
Впереди были трудные для киноаотистов времена, период малокартинья. Но звезда этого актёра всё же взошла на фильмах Андрея Звягинцева "Возвращение" и "Изгнание" , а также на фильме "Ликвидация" Сергея Урсуляка.
Вот такой он стал.
А герой Евстигнеева , оставшись один в новогоднюю ночь , сидит у телевизора и слушает праздничный концерт. Но вдруг в дверь звонят - это она, его любимая, почувствовала, что другу плохо и одиноко и пришла. А вскоре и муж подтянется и ещё куча народу, Новый Год удался на славу, тем более, что по телеку показывают мелодии ритмы зарубежной эстрады, а там и "Бони М " и "АББА"
Унифицированный стационарный лампово-полупроводниковый цветной телевизор 2-го
класса - ''Электрон-711'' .Львовское ПО Электрон. Производство с 1975 года.
Уверена, многие из вас вспомнят ещё немало фильмов из 80-х, которые я не охватила в своём исследовании, но всё же хотелось на этом закончить. Спасибо за внимание!
Сочиняю пост про "Не наши телевизоры в нашем кино" и "Назад в 50-е" . Коплю материалы.
До встречи в эфире!