Е.В.Гений (e_w_genij) wrote in soviet_life,
Е.В.Гений
e_w_genij
soviet_life

Categories:

Юбилейное (часть 1)

Оригинал взят у e_w_genij в <B>Юбилейное (часть 1)</B>

Кадры автомобильного транспорта — это основа его жизнедеятельности. В эпоху Советского Союза День работников автомобильного транспорта был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» установлен и отмечается в последнее воскресенье октября День работников автомобильного транспорта — праздник водителей автомобилей, автобусов и троллейбусов, а также ремонтных рабочих, инженерно-технических работников, руководителей автотранспортных предприятий и всех, кто добросовестно трудится, выполняя свой профессиональный долг. После распада СССР в 1991 году День работников автомобильного транспорта — День автомобилиста — традиционно отмечают в России, Беларуси, Украине. (http://www.calend.ru/holidays/0/0/164/)

В этом году он приходится на 28 октября.

Есть у меня замечательная книжка — «Саров: хроника событий (1946—2000)», автором которой является Георгий Дмитриевич Куличков. Там, конечно, собраны далеко не все городские события. Но и того, что есть, мне вполне хватило, чтобы порадовать вас «3-серийной» заметкой о саровских городских автобусах =)

Рассказывать я буду с точки зрения простого пассажира, хотя и «продвинутого», не вдаваясь в технические, экономические и политические подробности.

Так вот, в этой книге сказано, что 04.11.1952 в тогда ещё посёлке было запущено автобусное движение. Стало быть, буквально через полторы недели, 04.11.2012 городскому пассажирскому транспорту Сарова исполняется 60 лет. Как пишет Куличков, среди первых водителей были Александр Тимофеевич Алаткин, Александр Михайлович Белоусов, Андрей Иванович Буков, Николай Андреевич Урусов, Анисим Константинович Яльчик.

К сожалению, у меня нет документов, касающихся городского транспорта по Сарову, так что пишу по собственным наблюдениям и воспоминаниям, а также немногочисленным фотографиям из ретрогалереи «Колючего Сарова» (http://www.sarov.info/forum/gallery2.php?g2_itemId=7393) и кадрам кинохроники. Современные (начиная с 1996 г.) фото делал сам, если не указано иное.

Сегодняшний мой рассказ — о самих автобусах.

Самые ранние имеющиеся у меня фотографии показывают, что вначале парк составляли автобусы ЗиС-155 — те самые жёлто-красные автобусы из цветной кинохроники и детских воспоминаний моих родителей.


Московская ул., автобус ЗиС-155


Маслиха, старый мост, автобус ЗиС-155


Пл. и ул. Ленина (Молотова), автобусы ЗиС-155 (кадр из фильма «Город Кремлёв»)

Касательно последней фотографии. Судя по тому, что уже висит вывеска «Гастроном» (м-н №26 ОРС «Дружба»), эта хроника снималась после 05.11.1957 (скорее всего, в 1958 г.), а значит, вдаль уходит уже ул. Ленина (проспектом она стала спустя 10 лет).

А вот сотрудники Автодорожного управления:



Фото сделано, я думаю, на первомайской демонстрации 1957—59 гг.: на гербе СССР — 15 лент (16-я была удалена 12.09.1956), но на плакате изображён автобус, очень похожий на ЗиС-154, хотя это может быть и стилизованно изображённый ЗиС-155. Кстати, здесь же мы видим «Волгу» ГАЗ-21, возможно, «первой серии», выпускавшуюся в 1956—59 гг. Но плакат вполне мог использоваться не первый год.
Жаль, не видно портрета — это помогло бы более точно датировать фото.

Или вот очень любопытная фотография:



Сделана она в Центральном (Сиреневом) сквере, возможно, до 1957 г.: несмотря на то, что павильон занимает много места в кадре, похоже, что памятник Ленину ещё не установлен (а произошло это 03.11.1957). Так вот, присмотритесь к детям: у них — игрушечный автобус. И если я правильно разглядел, как от него к мальчику тянется верёвка, то это – автобус ЗиС-154 — предшественник ЗиС-155!

Вообще, в советское время дети часто проявляли интерес к общественному транспорту. Например, мой папа рассказывал, как в детстве он попросил своего папу — моего дедушку — нарисовать ему автобус и получил рисунок именно ЗиС-155 =)
Много позже, году в 1982, уже я просил свего папу нарисовать мне автобус, в результате чего получил «пазик».
Пожалуй, надо бы потренироваться в рисовании автобусов — на всякий случай =)

В конце 1950-х к 155-м добавились более современные ЗиЛ-158, в 1957—59 гг. выпускавшиеся на Заводе имени Лихачёва в Москве, а с 1959 г. — с индексом «В» — на Ликинском автобусном заводе, отчего их ошибочно звали ЛиАЗ-158В.


Маслиха, новый мост (плотина), автобус ЗиЛ-158В


Пр. Мира, поликлиника №1


Памятник М. Горькому, автобус ЗиЛ-158 (кадр из фильма «Город Кремлёв»)

Ещё в 1980-е гг. за забором по дороге на завод «Авангард» стоял сарай из такого автобуса, а в конце 1990-х остов такого автобуса даже попался мне а парке имени Зернова!

В начале 1960-х гг. во Львове начался выпуск автобусов ЛАЗ-695Е — с «хвостом»-воздухозаборником, в более поздних модификациях исчезнувшим. Правда, «львовские» на наших маршрутах были немногочисленны. Я отчётливо помню, что упомянутый ЛАЗ-695Е (белый с красными продольными полосами) я видел летом года, наверное, 1983 на остановке «Магазин „Дружба“». На ЛАЗ-695М (с круглыми мордой и фарами, треугольной дверью – но уже без «хвоста» — и голубыми полосами) мы с папой ехали по авт 3 на огород летом примерно 1986–87 г. А на ЛАЗ-695Н (морда уже плоская, фары — «квадратные», полосы — тёмно-синие) я ездил неоднократно, в т.ч. в 1983 г. (тогда ремонтировали д/с №4) в д/с №1 (что был в Пионерском пер., 6; по какой-то причине автобусы ходили по Октябрьскому пр.), а также на огород.

Очередной этап в истории автобусного сообщения в городе начался примерно в 1968 г., когда началось массовое производство легендарных автобусов ЛиАЗ-677, ставших на долгие годы основными если не в крупных городах, где они работали вместе с «Икарусами», то в средних и малых (наряду с ЛАЗами и ПАЗами). Правда, пассажиров всегда было больше, чем места в автобусах, и последние забивались публикой «в мясо», отчего получили прозвище «скотовозы». Правда, среди не просто пассажиров, а любителей транспорта распространено его другое название — «луноход» =)


«Дом со шпилем», автобус ЛиАЗ-677М производства БАРЗ

Когда я был маленький, мама называла ЛиАЗ-677 «большой автобус», ЛАЗ — «львовский» (я тогда ещё не вдумывался в смысл этого названия), а ПАЗ — «маленький автобус» или, как и все, «пазик». Только вот «пазики» у нас на маршрутах не ходили - это были служебные (так и написано было) или заказные автобусы, и я как-то раз, увидев в кино, что герой едет в школу на «пазике», очень удивился.

ЛиАЗ-677 и -677М, уже прошедшие все мыслимые ремонты, включая капитально-восстановительные, оставались основным пассажирским транспортом на городских маршрутах до начала 1990-х гг., когда в Россию стали поступать «трофейные» — из бывшей ГДР — «Икарусы», «Мерседесы», MANы и прочие. Досталось этого счастья и нам: у нас были несколько автобусов «Икарус-260». Правда, мне они не нравились из-за неудобных — со стороны салона – колёсных арок и расположения сидений на них. Сейчас же транспортные фанаты, преимущественно, в Москве, где остались только «гармошки» «Икарус-280», а также -415 и -435, гоняются, чтобы вволю накататься на этих отживающих своё и потихоньку уходящих автобусах =)

Также первая половина 1990-х была отмечена появлением и таким же быстрым, как и «Икарусы», исчезновением автобусов МАРЗ, производившихся в Мичуринске. Качества они были невысокого, особенно меня поражали фанерные задние сиденья и закопчённый потолок. Возможно, тогда был нанесён большой урон репутации автобусов, которую не удаётся восстановить до сих пор.

Тогда же в город пришли три светло-зелёных ГолАЗа («Мерседесы», собранные в Голицыно Московской обл.) и столько же весёлой расцветки «Хёндэ», исправно работающие до сих пор.

В начале 2000-х городской транспорт обзавёлся жёлтыми номерами, и первым саровским автобусом, который их получил, стал зелёный «Волжанин» РР 011 52, который можно реглярно видеть на маршрутах.

Продолжали поступать в город и ЛиАЗ-677М, которые в то время начали собирать на Бору.

Но постепенно эпоха 677-х уходила: эстафету приняли относительно современные по тем временам ЛиАЗ-5256, различные модификации которых сейчас являются основным транспортом на городских маршрутах. И получилось: более полувека — с конца 1950-х и по сию пору — автобусы производства Ликинского автобусного завода были и остаются основным транспортом в большинстве средних городов России.


«Дом со шпилем», автобус ЛиАЗ-5256

677-е ушли как-то незаметно, и сейчас в городе на линии выходят штуки четыре «луноходов», так что, дорогие мои горожане и немногочисленные гости Сарова, когда попадёте в этот автобус, попробуйте отвлечься от всех плохих мыслей, от его, может быть, неидеального салона (хотя в советское время абы что не выпускали в серию) и спешите запечатлеть в памяти его атмосферу, дополняемую неповторимым звуком и «звоном бутылок» двигателя и механизмов =)

В следующий раз я расскажу вам о саровских городских маршрутах.

А всех читателей — в первую очередь, горожан — приглашаю делиться своими воспоминаниями и всячески дополнять мой рассказ.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments