Я много пишу про своих родственников на войне, потому что тема Великой Отечественной очень интересна, а родни у меня немало.
Из моих родичей воевали два дяди (старшие братья отца), оба деда и один прадед.
Это близкие, не считая братьев прабабки и других дальних родственников.
Сегодня очередь вспомнить моего дядьку – Павла Никитовича Шабанова, который получил медаль за отвагу.
«Павлик» - так его звали в семье. Дядя Павлик мало общался с моим отцом. Он был женат, но детей не было.
После смерти отца мы заезжали к ним в гости, но нас не пустили даже на порог. Дядя Павлик не вышел, а жена встретила у калитки вопросом: «Чего вам надо?» Мы развернулись и уехали.
Причина таких отношений в том, что у отца и дяди Павлика общий отец, но разные матери. Вторая жена деда (моя бабушка) когда-то выжила из дома дедовых детей от первого брака - Павла и Марию. А когда Павел вернулся с фронта к отцу, не пустила его. Кроме того, у братьев была большая разница в возрасте.
Эта неприязнь усугублялась прескверным характером жены Павла. Я не слышал о ней доброго слова ни от кого из родственников. Даже когда дядя Павлик умер, она не позвала на похороны ни кого из его родни.
Сейчас это всё уже в прошлом и не важно…
Это предисловие лишь объясняет моё незнание о военной службе Павла Никитовича.
Он родился в 1927 году, и я был уверен, что на войну дядя Павлик не попал по молодости.
Однако благодаря базе данных «Подвиг народа» удалось найти наградной лист, который проливает свет на интересные факты.
Наградной лист
1. Звание, фамилия, имя, отчество Рядовой ШАБАНОВ Павел Никитович
2. Должность, часть в настоящее время Инвалид Отечественной войны 2 группы
3. Место учёта (райвоенкомат), место работы и должность Советский райвоенкомат Северо-Казахстанской обл. Советский з/совхоз - Токарь
4. Год рождения 1927 5. Национальность Русский 6. Партийность б/п
7. Участие в Отечественной войне 1 Дальневосточный фронт, 25 армия, 63 Витебская Краснознаменная дивизия, 346 стр. полк с 10.8.1945 – по 15.8.45 г.
8. Ранения и контузии Одно тяжёлое ранение 15.08.1945 года
9. С какого времени в Красной Армии С 4.12.1944 года по 15.8.1945 года
10. Имеет ли награды не имеет
11. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес его семьи -
Представляется к Ордену «Слава 3 ст.»
"Рядовой Шабанов Павел Никитович действовал в составе 1 Дальневосточного фронта, 25 армии, 63 Витебской Краснознамённой дивизии, 346 стр. полка с 10.8.1945 года по 15.8.1945 года в должности номера ПТР.
При наступлении в направлении города Мудодзъян южнее Мулина в 30 км, 15.8.1945 года был тяжело ранен разрывной пулей в среднюю треть левого бедра /многоосколочный перелом левого бедра в нижней третей с небольшим поперечным смещением/.
По излечении в э/госпитале № 3149 был признан к службе негодным и уволен в запас.
Свидетельство о болезни э/госпиталя № 3149 от 10.12.1945 года за № 2021.
К работе относится добросовестно, активно участвует в общественной жизни совхоза".
Как видно, Павел Никитович успел повоевать с Японией всего пять дней, получил тяжёлое ранение и медаль за него.
В газете «Тихоокеанская звезда» опубликована статья А. Чернявского "Разгром: от Кёнигсберга до Муданьцзяна". В ней повествуется о боевом пути ветерана 346-го стрелкового полка, в котором служил и мой дядя. Интересно, что автор воспоминаний – ветеран Ханцевич – был ранен в плечо такой же разрывной пулей 16 августа 1945 года под Муданьцзяном.
Вот любопытные выдержки из статьи:
«2 мая 1945 года наш 346 Краснознаменный ордена Александра Невского стрелковый полк, входящий в состав 63-ей стрелковой Витебской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова девизии, погрузился в эшелон на станции Норкитен и двинулся в неизвестном направлении...
6-го июня эшелон прибыл на станцию Манзовка (Приморский край) и после выгрузки выдвинулся в район дислокации - в поле, где началось обустройство летнего палаточного лагеря. Вскоре пришло пополнение. Это были солдаты весеннего призыва, 1927 года рождения, прошедшие 2-месячные курсы молодого бойца в учебных частях. Все они были из Северо-Казахстанской области.
Началась ежедневная, кропотливая учеба. 15 июля полк покинул лагерь и выдвинулся в район Гродеково. Передвижение проходило в ночное время, днем отдыхали, соблюдая все меры маскировки. Через несколько ночей прибыли в район предстоящих боев, заняв позиции в районе высоты «Груша», расположенной на противоположной стороне границы, проходившей по распадку ручья. После дождей он превратился в бурную реку. Оборудовали окопы, вырыли землянки.
Боевые действия 1-го Дальневосточного фронта в августе 1945-го.
Перед войсками первого Дальневосточного фронта стояла задача: нанести главный удар силами 1-ой и 5-ой армий из района Гродеково в направлении г. Муданьцзян с последующими выходом на Харбин, Гирин. Район для ведения наступательных боевых действий был трудным во всех отношениях. Густонаселенную Маньчжурскую долину, где были сосредоточены основные силы Квантунской армии численностью свыше миллиона человек, прикрывали труднодоступные горные хребты. Нашим войскам предстояли тяжелые бои с преодолением гор, форсированием рек, продвижением через тайгу и болота. Дополнительные трудности создавало отсутствие дорог для использования техники. Нашей 63-ей дивизии предстояло прорвать оборону на одном из 17 укрепрайонов, которые были построены японцами у наших границ. Каждый укрепрайон - это 50-100 км по фронту и до 50 км в глубину территории, насыщенной различными оборонными сооружениями.
Высота «Груша» являлась центром одного из мощнейших укрепрайонов, на ней были сооружены доты (долговременные огневые точки), способные выдерживать обстрел орудиями крупного калибра. Подземными переходами доты были соединены с соседними высотами. На вершине высоты был оборудован наблюдательный пункт, позволявший обозревать далеко вглубь нашу территорию». К высоте была проложена дорога, связывающая с центральными районами Маньчжурии.
В первых числах августа в район расположения полка прибыли большая группа офицеров из штаба дивизии во главе с командиром дивизии генерал-майором Б.Б. Городовиковым, он был в полевой форме с погонами старшины. После осмотра границы командиру полка было приказано вместе с саперным батальоном дивизии соединить нашу грунтовую дорогу с японской, которая проходит в близи высоты «Груша».
На следующий день приехали саперы, пришли два танка Т-34, с их помощью пробили трассу, соединившую два участка в одну дорогу. Танки вызвали переполох на японской стороне. Появился начальник японской погранзаставы, потребовал встречи со старшим командиром. После «переговоров» работы продолжились. Нашей роте поручили обеспечить безопасность работ саперов. Приказ был краток: «Оружие не применять».
К концу дня саперы свою работу выполнили, сделали часть из леса, заготовленного на японской стороне, и нашу грунтовую дорогу соединили с японской. В дальнейшем эта дорога сыграла большую роль в наступательной операции 5-ой армии.
Начало войны приближалось. На базе нашего батальона был создан передовой отряд, усиленный взводом саперов группой связистов с радиостанцией. Перед отрядом стояла задача - максимальными темпами продвигаться вперед, не ввязываясь в затяжные бои. Командир роты получил карту.
8 августа ужин прошел на два часа раньше обычного. После ужина было построение батальона, на котором сообщили, что советское правительство объявило войну Японии. Всем выдали патроны, гранаты, перевязочные пакеты, сухой паек.
На небе появились тучи, заморосил дождь. В это время пришли пограничники. Это были наши проводники. Через некоторое время группа солдат с пограничниками ушла в направлении японской погранзаставы. Вскоре появился посланец из этой группы и сообщил комбату, что можно двигаться - личный состав японской заставы уничтожен.
Под проливным дождем, при непрерывных вспышках грозовых разрядов наш передовой отряд перешел границу.
Наступление начали без артиллерийской подготовки, используя ночь и ливень для внезапной атаки. Надо было после перехода границы быстро выйти в район расположения объекта №1 (так он был обозначен на карте). Это был большой гарнизон с крупным узлом связи, пунктом боевого снабжения и штабом армейской группировки.
Наш первый бой был столь стремительным, что враг не успел оказать организованного сопротивления. Нарушив систему обороны и связи наш отряд создал благоприятные условия для действия главных сил при прорыве укрепрайона. Вскоре из района высоты «Груша» стала доноситься канонада сильного боя. Это вступили в бой главные силы дивизии.
Отряд продвигался дальше, вглубь. К вечеру нас стали догонять группы японцев - это были пограничники и солдаты из разгромленных гарнизонов. Они были агрессивны, пришлось применять силу, что вызывало потери и с нашей стороны.
После боя с такой группой мы обратили внимание на то, что убитые японцы были обуты в странные тапочки (для большого пальца отдельное место, как у нас в рукавице), а ботинки висели на шее. Тапочки были очень легкие и, по-видимому, удобные при ходьбе. Наши солдаты перед войной с Японией были обуты в американские, очень тяжелые, с металлической стелькой, несгибаемой подошвой неудобные ботинки.
Приближалась ночь. Свернули на проселочную дорогу, выставили охранение, расположились на отдых.
...По карте судя, мы ушли от границы на 20-25 км. Вышли на объект №32 - это была железнодорожная станция. Основные силы гарнизона перед нашим приходом отошли в сторону города Муданьцзяна, оставив небольшой отряд, который вступил в бой с нашими разведчиками и был полностью уничтожен. Получили приказ взять под охрану железнодорожный мост и ожидать подхода полка. Назавтра подошли подразделения полка. Нашему отряду для «отдыха» отвели место в конце колонны, и полк двинулся вперед, на Муданьцзян. На главном направлении наступления 5-ой армии японцы все дальше отступали. 13 августа бои завязались на подступах к городу Муданьцзяну. Здесь и разгорелись ожесточенные бои.
Соседи нашей армии, части 1-ой краснознаменной, наступавшие на города с севера, ворвались на окраины города, завязались тяжелые уличные бои. Части пятой армии, наступавшие на город с востока, задержались на высотах перед рекой Муданьцзян. Японцы, прочно укрепившись на высотах, перекрыли продвижение по дороге наших артиллерийских и танковых частей. Других путей для обхода не было. К этому времени создалась критическая обстановка у наших соседей, вошедших в город. Под натиском превосходящих сил врага, они вынуждены были покинуть город. Обстановка требовала усилить натиск, чтобы оказать помощь соседу. Утром в бой ввели наш передовой отряд с задачей выбить противника с господствующей высоты и обеспечить проход понтонной части к реке Муданьцзян и навести переправу.
Поднялись в атаку, но когда дошли до проволочных заграждений, неразрушенных артиллерией, произошло замешательство. В это время из уцелевшего дзота обрушился шквал огня. Отряд залег на открытом склоне среди многочисленных трупов участников вчерашнего боя. Стоял тяжелый трупный запах, что удручающе действовало на солдат. Необходимо было срочно принимать меры. Командир отряда принимает решение подорвать дзот гранатами.
Отправили из нашего взвода двух бойцов. Прошло достаточно времени, взрыва не последовало. Тогда командир рота приказывает мне: бери двух бойцов и вперед. Подползая к дзоту, скоро наткнулись на посланных ранее бойцов - они оба погибли неподалеку от него. Взяли у них гранаты, поползли дальше. Удалось подобраться сравнительно близко, было видно, как из амбразуры изрыгается струя смертоносного огня. Бросили гранаты. Взрыв накрыл дзот, пулемет прекратил огонь.
Отряд поднялся и устремился вперед. Мы быстро спрыгнули в траншею, которая шла от дзота вглубь обороны. В этот момент меня ранило. Солдаты оказали первую помощь, сняли гимнастерку - рана оказалась большой, охватила плечо и предплечье. Перевязали. Меня оставили в траншее.
Вскоре стрельба прекратилась. Высота была взята и по дороге к реке двинулась колонна с понтонами и другой техникой. Путь на город Муданьцзян был открыт. Назавтра, 16 августа, город был взят.Позже в госпитале при перевязке врач сказал, что такое ранение бывает от разрывной пули дум-дум.
Использование таких пуль после первой мировой войны было запрещено международной конвенцией, однако японцы продолжали их использовать. К середине августа 1945 года Квантунская армия была разгромлена, советские войска взяли в плен около 600 тысяч японских солдат и офицеров, захватили большое количество боевой техники и оружия. В результате этой победы от японских захватчиков были освобождены Северо-Восточный Китай, Северная Корея, Южный Сахалин, Курильские острова.
Только нельзя впадать в крайности, представлять себе, будто наши войска шли триумфальным маршем. Сопротивление японских войск было яростным. Наши передовые отряды несли большие потери, более 30 тысяч человек мы потеряли убитыми и ранеными. Подписанием 2 сентября 1945 года акта о безоговорочной капитуляции Японии закончилась Вторая мировая война".
Как ни странно, Шабанов награждён за бои с немецкими, а не японскими захватчиками.
Вот таким дядя Павлик был в молодости.
Кто ещё был на этой фотографии, и кому было адресовано посвящение, неизвестно.
Всю жизнь он работал токарем, слесарем, механиком.
На этом фото Павел стоит рядом с Николаем Писаренко (мужем дв. сестры).
На следующем фото слева тоже стоит Писаренко, в центре - неизвестный.
Эти фотографии сделаны на работе в 60-70-е годы, но где именно и кем — неизвестно.
Единственная фотография жены Павла Никитовича.
Женщина справа — это она, а остальные любители музыки мне неизвестны.
Вот такие бесполезные, но интересные факты я рассказал вам сегодня.